Что значит уметь читать — не читайте как пономарь

25 Фев 2013 | Автор: | Комментариев 25 »

САМОЕ СТРАШНОЕ, с чем сталкиваются нынешние преподаватели вузов, знакомясь со студентами: выросло поколение людей, не умеющих читать

Не в том смысле, что буквы в слова не могут сложить, а скорее, разучились при этом думать. Что значит уметь читать? Спросишь: «О чем написано?» - и молчание в ответ. Можно спорить, что тому причиной. Одни говорят, виной школьное образование, которое требует, чтобы ученики прочитывали определенный объем страниц и выдавали одобренные учителями и литературными критиками мысли. Очень правдоподобно - вспоминаю полученную на экзамене по литературе тройку за неумение влиться в мейнстрим учительской мысли. Тут можно учесть и высшее гуманитарное образование, предполагающее не менее бездумное «пожирание» книг в диких количествах, и привычку полагаться на Интернет - там всегда найдется пара нужных мыслей и цитат на случай. Неожиданную концепцию предложил знакомый, заметивший, что обучение чтению с двух лет приводит к тому, что дети с бессознательного возраста привыкают читать, не понимая о чем, не понимая что значит уметь читать.

Я не знаю, кто виноват. Но случайно обнаружил книгу, в которой написано, что делать - «Как читать книги», Мортимер Адлер, 2011. Она издана в духе прошлого, если не позапрошлого столетия - большой формат, однотонно-зеленый бумажный переплет на твердой обложке, тисненное в рамочке название, тряпичный корешок, неяркая бумага. Глаза просто отдыхают после современных опытов с оформлением. А внутри некоторый набор, быть может, старых как мир (на английском книга вышла в 1940 году), но очень уж приобретших актуальность истин. Читайте несколько раз. Читайте с карандашом. Думайте, что автор хотел сказать, что значит уметь читать. Учитесь формировать свое мнение. Не торопитесь - хоть это и не в духе нашего времени.

Метки записи: ,
Комментарии к записи "Что значит уметь читать — не читайте как пономарь"
Оставить комментарий
  1. мне в школе обычно просто не хватало времени, чтобы читать, потому что кроме литературы есть и другие предметы.

  2. Не думаю, что раннее чтение приводит к тому, что дети не умеют выражать свои мысли. Просто их этому не учат родители, ставя упор на количестве прочитанного. Я сталкиваюсь с неумением объяснить детьми своих действий на каждом уроке. Например, ребенок неверно сделал работу по схеме. Берем схему и начинаем разбираться. Так вот дети не могут сказать, что мы берем 2 (например) бусинки и одеваем на один конец. Ребенок просто молчит (!) Т.е. в первом классе дети не могут рассказать словами что они делают. Вот где ужас то! И минут 5-10 мы проговариваем с ребенком действия шаг за шагом до тех пор, пока он не станет уверенно говорить, и, главное, понимать то, что он должен сделать. Как результат уже более осмысленное понимание ребенком своих действий.

  3. Соглашусь, что читать и вчитываться - разные вещи. Если хотите получить знания или запомнить содержание книги, нужно читать не торопясь и вдумчиво.

  4. Ну что же, если другие предметы пересилили вашу тягу к чтению - значит это ваша стезя.

  5. Верно Ксения, именно об этом и говорит книга - как надо читать.

  6. Наталья, мне не приходилось сталкиваться с первоклашками и их мироощущением. Если они не могут описать что они делают, может это недостаточно развитый интеллект, небогатый словарный запас, неумение стоить лексические фразы, может он всё это прокручивает в голове, а сказать не может? Ранее чтение это углубление в себя, учеба мыслить образами с детства, и как следствие косноязычие. Если ребенок не умеет читать, то откуда он наберет словарный запас, чтобы выражать свои мысли? По моему замкнутый круг. А выход из него живое общение со взрослыми, которые и научат ребенка пользоваться его скудными, накопленными знаниями, чтобы объясняться.

  7. Хм) До сих пор помню ужас и отчаяние в округлившихся глазах моей учительницы, когда я на открытом уроке высказала своё мнение по поводу какой-то поэмы, которое в корне отличалось от того, что она нам говорила... Глаза у директора школы, который присутствовал в классе, также округлились =)) Но потом случилась неожиданность: директор сказал, что я права и он с моим мнением согласен. Наверно только это и спасло меня от учительского гнева =)

    Но я считаю, что в любой ситуации нужно иметь своё мнение... даже если оно не совпадает с мнением большинства. К сожалению, сейчас детей в школе на литературе вынуждают говорить то, что хочет услышать учитель... а все споры просто приведут к плохим оценкам и всё... Не думаю, что такое обучение чему-то учит, и это печально...

  8. Именно так и люблю читать книги с карандашом в руках. Не понимаю удовольствия читать по планшету.

  9. Юлия, 50 лет назад, когда я учился было примерно то же самое - своё мнение нельзя было высказывать, если оно шло вразрез с линией партии. Это могло закончиться вызовом к директору, вызову родителей, сообщению им на работу о недостатке воспитания их ребёнка, наконец исключением из школы. Вспомните Грибоедова, Чацкого, "А судьи кто?" - во все века в России "..не можно сметь, своё суждение иметь." Менталитет что ли у нас такой? Кстати насчет менталитета - может быть ответ есть здесь - Загадочная русская душа http://tnn-hobby.ru/interesnyie-stati/zagadochnaya-russkaya-dusha.html

  10. Видимо вам привили умение читать правильно и вдумчиво, наверно вы учились читать для себя, чтобы узнать что-то новое, а не под напором внешних воздействий, когда надо было научиться читать.

  11. Сегодня в школе не приучают пересказывать тексты, не просят у доски доказать теоремы, не ставят оценки. Ученики, окончив школу, не владеют словом совершенно.

  12. Нынешние ученики не только не владеют словом, они и грамматикой родного языка не владеют. А человек не освоивший грамматику родного языка не может адекватно оценивать окружающий мир - просто в силу развития интеллекта.

  13. Что тут говорить о желании читать! У меня один друг сказал: "А я вообще не читаю, стараюсь этого не делать, это ни к чему". Сейчас люди в основной массе просто не знают русского языка, как же они смогут читать? А может и не знают - потому что не читают? Как думаете?

  14. Ой не напрасно в правительстве создали совет по популяризации русского языка. И это в России! Может быть начнут возрождать родной язык?

  15. Уметь читать сейчас могут наверно только 20% населения, а может и меньше. Всеобщая неграмотность - это болезнь современной эпохи.

  16. Современное общество не знает что значит уметь читать. Поэтому многие попросту и не умеют читать.

  17. Что значит уметь читать я думаю сейчас не знает никто, не только из молодёжи, которая вообще не читает, но и взрослых, которые это позабыли. И научиться умению читать уже негде. Не в школе же...

  18. Верно Лео. В школе сейчас читать не учат. Там скорее учат складывать слова по слогам. Но судя по уровню современной грамотности и это задача не выполняется. Как вы можете видеть, сейчас повсеместно пишут тексты по слогам, даже не складывая их в слова: что бы; так же; не же ли; ни как; не у же ли; к стати; за то; не уж то; кто ни будь; не на роком. И так далее. И поверьте это не выдумки. Полностью статью вы можете посмотреть Русский язык в Интернете и авиамодельный форум

  19. Доброго дня! Не могу согласиться с рассуждениями о том, что школьник не владеют словом и не умеют читать. Не знаю кто уж Вам попадается на пути, но в моей жизни все наоборот. Сыну старшему 16, младшему 8. У старшего порой даже советуюсь, интересуюсь его объяснением смысла, которые очень помогают в жизни. В нашей школе есть такое понятие, как читательский дневник! Я столько не читала в своей жизни. Ребята великолепно выступают на конференциях, умеют держать речь, аргументировано изъясняют свои мысли. Причем не каждый взрослый так может. Системой образования не довольна, по ряду очень многих причин. Но благодаря нашим учителям и самой школе, которая пытается скорректировать все это, вот и получается достойная молодежь. Я не учитель этой школы, вообще от этого далека, я вижу результат.

  20. Марина, я искренне рад за ваших детей. В нашем городе (350 000) тоже есть две школы, где ребят готовят очень хорошо во всех отношениях. Они умеют читать, знают языки, математику и физику. Но на улице я их не встречаю, те что приходят на работу - это в основном гоблины, посмотрите на менеджеров в магазинах. Я однажды обратился к молодым девушкам в офисе "сударыни", так на меня взъелись - почему вы нас оскорбляете! А развитие интеллекта невозможно без чтения бумажных книг. Это уже доказано. А если встречается такой интеллект, значит он никогда не видел книг! Вы посмотрите что творится в Интернете. Профессиональные копирайтеры давно бьют тревогу - с русским языком в интернете катастрофа - 80% пользователей не знают русский язык. Да что там пользователи. Очень много владельцев сайтов не знают и не умеют писать по-русски. Я уже касался этой темы в публикации Русский язык в Интернете и авиамодельный форум. Там же есть ссылка на продолжение темы.
    Марина, может быть вам повезло, и вы живёте в некоей замкнутой капсуле общения, в силу своих интересов и стиля жизни. И ваш круг общения чётко ограничен и дистанцирован от реального положения вещей в нашей стране. Может вы живёте в обособленном месте, интеллектуальном центре, или ещё что. Но смею вас уверить, что всё на самом деле хуже, чем вы думаете.

  21. Увы, придётся согласиться со многими местными комментаторами. Что значит уметь читать — не знает большинство населения нашей страны. Причём открыто заявляют и гордятся этим , что чтение им не нужно!

  22. Разделяю вашу точку зрения Оля.

  23. Что значит уметь читать, этому навыку можно научиться только с практикой, которой, к сожалению, у нынешней молодёжи не сыскать!

  24. Полностью согласен с автором статьи - наш народ в принципе не знает что значит уметь читать. Ведь большинство просто напросто ничего не читают.

  25. Поддерживаю Константин.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Twitter-новости
Наши партнёры
Читать нас
Связаться с нами
Наши контакты

О материалах Сайта

Если найдутся творческие личности, ремесленники, любители самоделок, которые захотят повторить некоторые из описанных здесь поделок - пожалуйста, пишите об этом в комментариях соотвествующих статей - дополнительные материалы и чертежи, вам будут высланы почтой. В связи с безудержным воровством контента без указания источника и активных ссылок - принято решение - КОПИРОВАНИЕ МАТЕРИАЛОВ САЙТА ЗАПРЕЩЕНО!